Наша торговля – страна непуганых торговцев. Закон о защите прав потребителей вроде как де-юре и есть, а де-факто почти не работает. Зачастую потребители с торговцами некачественных товаров остаются тет-а-тет практически беззащитными. Как иллюстрации – несколько примеров покупателей из жизни.
- Купил я новую микроволновую печь, принес покупку домой, но, не успев насладиться курицей-гриль, получил первое разочарование: техника уже в первый день вышла из строя, - рассказывает Александр Петров. - Вернулся в магазин с чеком, продавец послал меня в сервисный центр. Там, выстояв довольно большую очередь, сдал агрегат на ремонт, который длился в течение месяца. После того, как получил отремонтированную микроволновку, увидел, что не работает таймер времени. Ни сил, ни желания продолжать дальше эту битву уже не было…Мораль сей истории такова: если бы я был вооружен знаниями закона о потребителях, я бы просто-напросто бы поменял данный прибор на новый. Сэкономил бы и время, и нервы, а главное - взамен бракованного, получил бы качественный товар.
И закон о защите прав потребителей дает ему это право. Потребитель вправе в течение четырнадцати дней после покупки (если более длительный срок не объявлен продавцом или изготовителем) обменять купленный товар на аналогичный. Возврату и обмену не подлежат только лекарства, медицинские и чулочно-носочные изделия, нательное белье, животные и растения. При отсутствии необходимого для обмена товара покупатель может получить уплаченную за него денежную сумму.
Юрий Черняцкий, приобретя шуруповерт в одном из магазинов, столкнулся с тем, что инструмент не выполнял одну из функций. В магазине продавец отказался поменять товар, а направил покупателя в сервисный центр. Там ремонтник не преминул упрекнуть Юрия в том, что тот сам крутил инструмент каким-то невероятным образом, чем попортил нежную технику.
- Человек, столкнувшись с тем, что приобретенная им вещь оказалась некачественной, чтобы поменять на качественный товар, должен сам идти в сервисный центр и доказать, что – это заводской брак, - говорит он. – А если он не разбирается в технике, он должен слепо верить в то, что скажут? Часто сервисные центры существуют при магазинах, а как же тогда независимость экспертизы? Да и почему он должен это делать, если все эти передвижения - прерогатива продавца?
Как пояснили в юридической компании «Jurist assistant», действительно, проведение экспертизы инициирует продавец. Но на практике бремя доказательной экспертизы ложится на плечи покупателя. В случае если будет выявлен товар ненадлежащего качества, то оплату по ее проведению должен компенсировать продавец. Если доказана вина покупателя, к примеру, техника пришла в негодность при неправильной эксплуатации, то оплата ложится на его плечи.
На время доказательной экспертизы продавец должен предоставить такой же товар (что на практике почти не выполняется), а срок гарнированного ремонта не должен превышать 10 дней. А главное – во время покупки товара надо тщательно изучить все условия гарантированного талона. Скажем, часто оговаривается, что фирма или магазин не несет ответственности, если компьютер или сотовый телефон вышел из строя из-за установленного потребителем программного обеспечения.
Поучительная история произошла с покупательницей компьютера Ольгой.
- Когда в июле с меня содрали 20 тысяч тенге за ремонт старого компьютера, а работать он так и не начал, я приняла решение купить новый, - рассказывает она. – Новый компьютер из трех лет гарантии проработал всего четыре месяца. Обратилась в магазин, но оказалось, он уже сменил адрес. Кое-как нашла его. Работники магазина долго не могли найти причину поломки, уповая на то, что у них нет сервисного центра и надо системный блок отправлять в головной офис в Павлодар. При этом выдвинули версию, что пострадала материнская плата. Надо ли говорить, что поломка серьезная. В магазине заявили, что для ремонта системный блок надо непременно отправить блок вместе с гарантийным талоном в Павлодар, более того, продлится он там до месяца. И только обращение в общество прав потребителей дало хоть какой-то результат: из магазина сообщили, что в течение двух-трех дней заменят вышедшую деталь на новую.
Действительно, если продавец отказываются удовлетворять требования пострадавших, потребители могут обратиться в общества прав потребителей. По жалобе потребителя общественные объединения вправе обратиться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке. Если в течение десяти дней ответа не последует, общество вправе обратиться в суд. Такие иски государственной пошлиной не облагаются.
И еще совет: выбирайте для покупок (особенно техники) только известные и крупные, специализированные магазины. Нельзя сказать, что в них все идеально – там тоже встречаются случаи продажи некачественного товара. Но, в случае предъявления претензии, хотя бы магазины не меняют адрес так часто, как это делают фирмы «Рога и копыта», их искать не надо.
Телефоны: общество прав потребителей «Аманат»-55-19-20, юридическая компания «Jurist assistant» - 26-58-09.
P.S. В следующих материалах на сайте мы будем рассказывать вам о всех перипетиях тандема «потребитель-продавец», а также о том, как решать проблемные ситуации с покупкой бракованного товара или оказанием некачественной услуги.
Источник: 1vko.kz